Дети и терроризм
К сожалению, терроризм – это часть нашей
сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно
безопасных регионах. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит.
Нам приходится задумываться – как наши дети реагируют на происходящее?
Как правильно говорить с ними об этом?
Конечно, реакции разных детей
различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты в том, что дети
чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма.
Главная реакция – это
страх, за себя, за своих близких, и за тех, кто оказался в
непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью, недостатком
информации о происходящих событиях. Если ребенок раньше пережил другие потери
или травмирующие события, воспоминания об этих событиях могут всплыть именно
сейчас.
Характерно и ощущение потери стабильности. Это очень выбивает из колеи. Терроризм
нарушает привычный ход событий, разрушает доверие к людям, лишает
эмоционального равновесия и чувства безопасности. Растерянность, ощущение
беспомощности – эти чувства могут транслироваться от взрослого к ребенку.
Гнев –
естественная реакция на происходящее. Дети могут испытывать его по отношению к
террористам, к их соотечественникам. Нужно разрешить им выражать эти чувства.
Но гнев может направляться и на тех, с кем дети чувствуют себя в наибольшей
безопасности – на своих близких.
Как говорить с ребенком.
– Признавайте чувства ваших детей.
Постарайтесь выразить это словами, например: “Я вижу, ты потрясен этим”.
– Иногда трудно подобрать нужные слова.
Тогда просто обнимите ребенка и скажите: “Это действительно тяжело для тебя и
для нас”.
– Скажите ребенку: испытывать страх за
собственную безопасность – это нормально. В то же время постарайтесь убедить
его, что принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим
занимается правительство, армия, другие взрослые.
– Дети, особенно младшего возраста,
могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами. Если
кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя
(“Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?”). Обсудите с ребенком возможные
ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной близкий человек? К
кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?
– Если мы просто говорим ребенку: “Не
плачь, все будет в порядке”, то тем самым не признаем серьезности его эмоциональных
реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забываем
высказать надежду, что все наладится.
– Стоит ли подробно обсуждать
произошедшее с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с
дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми
деталями. Подростку, возможно, понадобится подробная информация. Не из
праздного любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос: “Кто может с
этим что-либо поделать?” Старайтесь помочь подростку удержаться от незрелых
реакций и действий (“во всем виноваты мусульмане”, “месть террористам” и т.д.).
– Помогайте вашим детям справиться с их
страхами.
– Помогите детям убедиться в их личной
безопасности. Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения
терроризма. Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения
общественных мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров
самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность,
и т. д.
– Укрепляйте ваши обычные семейные
ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание сказки, чтение; помогут мягкие
игрушки, любимое одеяло и т.д.). Это повышает у ребенка чувство стабильности и
безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени сейчас нужно проводить с
ним. Выделите при этом специальное время (пускай даже небольшое), которое будет
посвящено играм или общению только с ним. Постарайтесь сделать общение как
можно более теплым.
– Обычные страхи детей могут усилиться в
это время (страх темноты, резких звуков и др.). Ребенок может бояться засыпать
один. Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь, пока сын или дочь заснут.
Разрешайте держать включенным неяркий свет. Если дети в семье спали в разных
комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно
возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в
безопасности.
– Попробуйте показать детям, что чувство
контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку другим людям,
предпринимая какие-то действия. Например, послав необходимые вещи, игрушки,
письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это можно сделать через
соответствующие организации.
– Если кому-то из членов семьи надо
уехать на время, предусмотрите какие-то действия на этот случай. Собирайтесь с
семьями тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то обстоятельствам (например, в
общую командировку с вашим родственником).
– Не позволяйте детям проводить слишком
много времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте. Направьте
их внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять
новостям и больше проводить его с семьей.
– Если вы замечаете у своего ребенка
слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь
внешней поддержкой. Например, помощью детского психолога, в случае
необходимости – и врача. В крупных городах созданы специальные кризисные службы
для детей и подростков. Есть и другие организации, способные оказать поддержку,
– общественные или религиозные.
– Выберите время для себя и постарайтесь
разобраться в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно.
Это поможет вам лучше понять своего ребенка.